Среди поклонников культуры k-pop есть здоровые и не очень здоровые привязанности. Быть фанатом — очень приятное чувство. Айдолы не только вдохновляют, они действительно освещают жизнь своих поклонников и могут сделать их более счастливыми. Чтобы поддержать их, фанаты покупают альбомы, смотрят клипы, посещают концерты и фанмитинги. Всё это здорово и действительно показывает любовь и уважение, которые человек может испытывать к своему кумиру. Но другие так называемые «фанаты» поднимают свою «любовь» на совершенно новый уровень. Этот тип «фанатов» известен как сасэны.
Смотрите также: K-Pop релизы на вторую половину октября
Индустрия K-Pop, особенно за последние полтора года пандемии, испытала значительный рост в лице сасэнов. Новичков или незнакомых с понятием «сасэн» часто называют одержимыми фанатами. Иронично то, что хотя слово переводится как «личная жизнь», его общепринятым значением, по сути, является «сталкер».
Сасэн-фанаты настолько одержимы собственными чувствами к кумирам, что действуют под натиском этих эмоций. У них есть фотографии паспорта своего кумира, номер его телефона, личные фотографии и даже личные аккаунты и личные фотографии членов его семьи. Сасэны также продают информацию об айдолах другим сасэнам, например, информацию о рейсах, словно они просто товар, а не люди.
Эти сети сасэнов стали действительно хороши во вторжении в личную жизнь своих кумиров. Они даже доходят до того, что прячутся в отелях, где остановился их любимый айдол, и крадут его личные вещи, а также публикуют местонахождение айдола в своей учетной записи в социальных сетях. Некоторые сасэны весь день повсюду следуют за своими кумирами, в то время как другие ждут перед их домами или местами запланированных съёмок.
Что же на самом деле делают сасэны?
Сасэны создают фан-базы и подписываются на других поклонников, придерживающихся тенденции преследования айдолов. Они часто создают несколько учётных записей для каждого участника группы и используют кумиров для получения финансовой выгоды, даже если им не нравится этот айдол. Для них всё дело в деньгах. Для них это бизнес. Что они могут сделать, чтобы заработать на айдоле больше денег? Какую информацию или какой номер телефона они могут продать тому, кто предложит самую высокую цену? Было несколько случаев, когда разные айдолы проводили трансляции на V live, и сасэны, смотрящие их, прерывали трансляцию, звоня айдолу по номеру телефона, который они только что купили.
Сасэны также выпускают мерч под предлогом поддержки айдолов. Они маскируются под фан-сайты, потому что знают, что могут использовать навязчивые идеи фанатов, чтобы заработать деньги или привлечь больше поклонников, сфотографировав их любимого биаса вне официального расписания, поскольку это более «интимно» и эксклюзивно. Такой контент ещё больше подталкивает фанатов к одержимости, и порочный круг, который вредит как айдолам, так и фанатам, никогда не заканчивается.
Сасэны-модераторы фан-сайтов иногда пользуются этой возможностью: так как участники групп почти всегда вместе, о них можно легко получить информацию и добыть несколько «свежих» фото с ними. Как только такие сасэны найдут другую группу, в которой у них нет конкурентов, или где один из айдолов сделал им выговор, они попытаются испортить репутацию айдола, которого они изначально использовали, чтобы никто другой не мог получить выгоду от него.
Как сасэнам удаётся это делать?
Говорят, что большинство сасэнов состоятельны, и они также продают фото, которые делают, а это значит, что у них есть ресурсы, чтобы идти туда, где находятся их кумиры. У этих сасэнов большая сеть, и они всегда на связи со своими товарищами по преследованию. Вот как они могут быстро распространять информацию об айдолах, отправляя её в свои частные сети. Некоторые даже арендуют так называемое сасэн-такси на день или на выходные. Затем они используют службу такси как маскировку, чтобы весь день преследовать своего кумира или группу, пока они следуют своему расписанию.
Как сасэны собирают личную информацию об айдолах?
Большую роль играют социальные сети. Сасэны отслеживают местоположение айдолов и передают информацию другим. Некоторые сасэны, как сообщается, получают работу там, где задействованы их кумиры (визажист, персонал, фотограф, президент официального фан-сайта), чтобы иметь возможность приблизиться к ним и получить доступ к их данным (например, адрес и личные данные, официальное расписание). Были случаи, когда сотрудников лейблов, работающих с айдолами, увольняли из-за продажи эксклюзивной информации об участнике / группе, на которую они «работали». Сасэны также следят за персоналом и сотрудниками лейблов, пытаясь подружиться с ними и подкупить. Некоторые сасэны заходят так далеко, что посещают родные города мемберов и заводят дружеские отношения с их друзьями и членами семей, чтобы украсть информацию и личные фотографии. Они также приобретали номера телефонов айдолов, подружившись с людьми, работающими в телекоммуникационных компаниях, или манипулируя ими.
Почему компании не подают в суд на сасэнов?
Раньше агентства терпимо относились к порой навязчивому поведению сасэнов, но в последнее время они принимают более жёсткие меры, чтобы защитить своих артистов. 21 марта 2021 года Национальное собрание Южной Кореи проголосовало за усиление наказания для сталкеров в ответ на растущие протесты о том, что наказания за правонарушение были слишком мягкими. Но, чтобы добиться наказания, агентствам необходимо сначала привлечь закон, когда речь идёт о незаконной деятельности сасэнов. Здесь начинается серая линия, особенно сейчас, когда на смену приходит «Лихорадка Халлю» — мировая популярность азиатских айдолов сопровождается активным ростом не только обычных фан-баз, но и сасэн-сообществ.
Другая причина заключается в том, что артисты и их агентства боятся критики со стороны фанатов. Лейблы и их подопечные, как правило, не принимают меры, защищая свой имидж и, что наиболее важно, коммерческую деятельность, которую продвигают айдолы. Агентства создают определённый образ, продвигая своих артистов. Именно этот образ больше всего привлекает поклонников, и особенно — сасэнов. Айдолов часто преподносят как идеальных и невинных парней / девушек, о которых можно только мечтать. Вся индустрия основана на фанатских фантазиях. Многие фанаты готовы купить всё, что связано с их биасами, и относятся к ним так, как будто они для них «единственные».
Однако сасэны, будучи очень одержимыми своими кумирами, не могут подавить своё желание увидеть их. Они начинают позволять своей фантазии мешать реальности. Они также считают, что их кумир принадлежит только им. Они готовы пойти на всё, чтобы их заметил айдол, даже если они оставят плохое впечатление о себе. Они могут вредить карьере айдолов или устраивать фальшивые скандалы, чтобы разрушить их карьеру. Для них это своего рода месть за то, что они не получили желаемого.
В эфире радиошоу CBS «Kim Hyun Jung’s News» говорилось о том, почему в большинстве случаев агентства не подают в суд: «Если вы поймаете сасэна, продающего информацию об айдоле, то покупатели также станут преступниками, однако эти покупатели считаются фанатами. Слишком громкое заявление агентства может иметь последствия, выходящие за рамки того, чего оно на самом деле хочет». Агентства часто опасаются, что сасэны раскроют конфиденциальную информацию о звёздах k-pop. Но, поскольку у сасэнов также много последователей, айдолы могут потерять фанатов, если агентства будут относиться к первым неблагосклонно. Кроме того, поскольку сасэны имеют большую сеть и хорошую финансовую составляющую, которая заметает их следы, юридические действия агентств, как правило, занимают очень много времени и обычно заканчиваются через несколько месяцев.
Как влияют сасэны на психическое здоровье айдолов?
Любому, кто сталкивался с подобными случаями преследования, сложно до конца справиться с их последствиями. Айдолы уже несколько десятилетий борются с травмами, нанесёнными сасэнами. Примером этого является взгляд ДиО (EXO) на одержимость фанатами:
«Лично у меня даже появился менталитет жертвы из-за сэсанов. Это так плохо, что у меня меняется настроение, даже когда я вижу обычных фанатов. Изменилась даже моя личность. Изначально я был застенчивым и осторожным, но из-за сасэнов стал таким ещё больше».
Был случай, когда девушка-сасэн проникла в общежитие EXO и украла нижнее бельё Дио, которое затем попыталась продать за 100 000 вон.
Совсем недавно группа-новичок Cravity пережила свою первую встречу с сасэн-фанаткой, когда она ворвалась в их агентство и преследовала участников, отказываясь покинуть здание. К счастью, менеджер группы быстро среагировал, обратившись в полицию.
Примеры экстремального поведения сасэнов за последние годы:
- Сасэн проник на свадьбу брата Бэкхёна (EXO) и делал фотографии.
- Джексон (Got7) и Хичоль (Super Junior) попадали в автомобильные аварии из-за такси с сасэнами, которые преследовали их.
- Сасэн-фанат Наён (Twice) из Германии повсюду следовал за ней.
- Тэён (SNSD) практически похитил со сцены сасэн-фанат, также она подвергалась преследованиям в аэропорту.
- Во время съёмок BTS в Швеции сасэны притворились, что ушли, когда мемберы вошли в кафе, но затем начали преследовать мемберов, когда они вышли на улицу.
- EXO остановились в отеле, в который удалось проникнуть сасэнам. Они установили камеры в тренажёрном зале отеля. К счастью, Сухо заметил эти камеры и быстро прикрыл лицо, показывая на них своему менеджеру.
- Временный перерыв DAY6 в 2020 году произошёл из-за того, что несколько участников испытывали тревожное расстройство из-за сасэнов.
- ЯнЯна (Wayv / NCT) в самолёте преследовал сасэн-модератор фан-сайта, что вызвало задержку в расписании рейсов группы.
Из-за этих случаев айдолы теперь более открыто высказываются в адрес сасэн-фанатов. Однако, поскольку у них есть личная информация об айдолах, они склонны сочинять фейковые истории, чтобы отомстить, когда чувствуют себя «обиженными» или «преданными» айдолами.
Был случай, когда Йери (Red Velvet) спасла Марка (NCT) от его сасэн-фаната, который выдвинул ложные обвинения, заявив, что Марк без причины отчитывал Йери и вёл себя с ней очень грубо.
Этот же сасэн-фанат преследовал ЯнЯна. Лидер WayV Кун сделал выговор этому сасэну, подкупившему персонал в инциденте с самолётом, чтобы сидеть рядом с ЯнЯном, из-за чего рейс был задержан. Спустя нескольких часов девушка-сасэн создала и разместила фальшивые обвинения в том, что является предполагаемой бывшей девушкой Куна.
Когда речь идет об айдолах и их частной жизни, есть черта, которую нужно проводить, а не переступать, и фанаты всегда должны знать, где проходит эта черта. Любить айдолов и поддерживать их здоровыми способами — вот чем действительно должен быть k-pop, но одержимые фанаты, как правило, не понимают эту парадигму и часто разрушают её для других. Сасэны должны понимать, где стоит остановиться. Айдолы не товар и никому не принадлежат. Они такие же люди с личными чувствами и так же заслуживают уважительного отношения.
«По-настоящему любить кого-то — это понимать и заботиться о них, а не вторгаться в их частную жизнь, преследовать их или распространять о них беспочвенные слухи». — Шивон (Super Junior).
Anjali © YesAsia.ru