Внимание! Данная статья содержит спойлеры сюжета фильма.
Паразит – организм, живущий за счёт другого организма. Социальный паразит – человек, живущий на чужие средства, за счёт чужого труда, тунеядец.
Фильм «Паразиты» повествует о семье Ким Китэка (Сон Кан Хо), которая состоит из него, жены Чунсук (Чан Хё Джин), бывшей медалистки-спортсменки, и их двоих детей, умном парне Киу (Чхве У Шик) и предприимчивой девушки Кичжон (Пак Со Дам). На момент начала фильма все члены семьи – безработные, а дети – без высшего образования, так как не смогли поступить в институты. Они занимаются тем, что складывают коробки для местной пиццерии, но даже это делают плохо. Семья живёт в полуподвальной квартире, ворует чужой WIFI и еле сводит концы с концами. Но при этом они все довольно дружны и, в каком-то смысле, счастливы.
Здесь режиссёр Пон Джун Хо показывает одну из основных проблем современной Кореи – безработицу. Словами Чунсук он говорит: «Выпускники вузов выстраиваются в очередь на позицию охранника». Если такое происходит с людьми с высшим образованием, то что говорить про тех, кто имеет лишь среднее образование, или про тех, кто уже не молод?!
Внезапно, как снег на голову, к семье приезжает Минхёк (камео Пак Со Джуна) – успешный друг Киу. Он привозит в подарок семейству камень, который должен принести им материальное благополучие. Данный камень ещё будет символично фигурировать по сюжету фильма. Минхёк просит Киу заменить его в качестве репетитора у дочери-старшеклассницы в богатой семье Пак (Чон Джи Со). Он говорит, что любит девочку и хочет жениться на ней после поступления в институт и не готов доверить ее «высокомерным выскочкам», а Киу, по его мнению, непохож на них. Несмотря на комплимент, в этот момент зрители видят, что дружба между парнями условная, Киу по-черному завидует своему «другу», а тот смотрит на него свысока.
После того, как Киу попадает в дом богатой семьи Пак и понимает, что мать семейства (Чо Ё Джон) и дочь по имени Дэа легко «развести», так как обе довольно доверчивы и добродушны, он начинает осуществлять свой план по внедрению своей «паразитарной семьи» в «организм-хозяин».
Здесь стоит обратить внимание на то, что режиссёр Пон показывает еще одну особенность корейского общества: зависимость от мнения окружающих и слепая вера в чужой авторитет. Госпожа Пак Ёнкё принимает на работу прислугу исключительно по рекомендациям, считая, что так «надежнее всего». Её не смущают поддельные бумаги и странные запросы фиктивного «кадрового агентства» семьи Ким. Она слепо и наивно верит Киу, рекомендованному Минхёком, а затем и всем его «рекомендациям».
«Она богатая не потому, что добрая. А добрая, потому что богатая. Чувствуешь разницу?».
Киу пристраивает на разные должности в дом Паков членов своей семьи, параллельно избавляясь от старых сотрудников: Кичжон начинает заниматься репетиторством с младшим сыном Паков, Дасоном (Чон Хён Джун), у которого есть давняя психологическая травма; Китэк становится личным водителем господина Наттана Пака (Ли Сон Гюн), а его жена – экономкой в доме. Параллельно Киу влюбляет в себя наивную Дэа.
Стоит заметить, что не все Кимы – чистые «паразиты», которым свойственно заботиться лишь о своём благе и тунеядствовать. Все члены семьи старательно работают на новом месте, а Китэк даже проявляет внимательность и сопереживание к старшим Пакам, спрашивая у Наттана, любит ли тот свою жену. Тот с саркастической улыбкой отвечает согласием, и зрители понимают, что в доме благополучной семьи не всё так гладко, как может показаться.
Вероятно, больше всего к понятию «паразит» можно отнести Кичжон, так как она полностью сосредоточена на успехе и благополучии собственной семьи, и ей совершенно плевать на Паков, даже на травму своего маленького подопечного. А Киу не гнушается использовать против Дэи информацию из её собственного дневника.
На жизненном небосводе семейства Ким вроде бы проясняется: они все при работе, «сосут» из Паков огромные деньги и тайно жируют в их доме. Но внезапно, как гром среди ясного неба, появляется бывшая экономка Паков по имени Мункван (Ли Чон Ын). Она раскрывает Кимам тайну старого дома: в нём есть секретная дверь, ведущая в обустроенный для жилья подвал, в котором находится муж женщины, беглый преступник (Сон Кан Ло). Он использует азбуку Морзе и переключатель в подвале, чтобы общаться с внешним миром при помощи лампы в коридоре дома. Однако его может понять только младший сын, Дасон, которого никто в семье толком не слушает.
«Я уже привык так жить. Здесь довольно неплохо. У меня ведь ничего не осталось. Единственное, что у меня есть, — это любовь».
Именно в этот момент в одном «организме-хозяине» оказываются два семейства «паразитов», между которыми начинается битва не на жизнь, а на смерть. Семья Ким побеждает и запирает Мункван с мужем в подвале, попутно сталкивая женщину с лестницы, из-за чего она получает смертельную черепно-мозговую травму.
Озабоченные собственным спасением, Кимы становятся случайными свидетелями разговора и постельной сцены старших Паков, во время которой выясняется, что у Наттана есть необычные сексуальные предпочтения, а госпожа Пак любит наркотики. Вероятно, даже огромные деньги не всегда способны сделать людей до конца счастливыми. Во время разговора Паки снисходительно, но с долей отвращения говорят о своих сотрудниках, как о людях низшего сорта.
«Но его запах…его трудно распознать. Такой запах исходит от тех, кто ездит в метро. У таких есть особый запах. Протухшей редиски? Нет-нет. Как будто половую тряпку прокипятили, примерно такой запах. И он доходит до заднего сидения, от него никуда не деться».
В этот момент в подвале умирает Мункван, её муж сходит с ума и разбивает себе голову о переключатель. Это видит лишь Дасон. Оказывается, что однажды сбежавший преступник, ночью прокравшийся из убежища на кухню за едой, до судорог напугал малыша, после чего мальчик начал выдумывать разные истории, потеряв доверие членов своей семьи. «Помогите!» — переводит Дасон мигающий код, но никому об этом не говорит. Какая ирония.
В эту же ночь второе несчастье обрушивается на семью Ким: их район затопляет дождём. Единственное, что они уносят из дома: медаль Чунсук за спортивные заслуги и камень, подаренные Минхёком. Режиссер Пон показывает отчаянную борьбу малоимущих семей за остатки своих жизней. И на контрасте – совершенно отрешенную Кичжон, которая сидит на унитазе в потоке льющейся грязной воды и курит, глядя в никуда, ведь ей терять нечего. Перед этим она обвиняет отца в том, что он слишком симпатизировал Пакам, а о собственной семье не заботился, поэтому они оказались в такой ситуации. После эвакуации жителей в спортивный зал между Киу и его отцом происходит занимательная беседа.
«Это не я вцепился в этот камень. А он в меня. Он не отпускает меня, папа».
«Единственный план, который не провалится, — тот, которого нет. В любом другом случае жизнь тебе подгадит. А когда у тебя нет плана, всё становится просто, потому что всё становится неважно. Убьёшь ты человека или Родину предашь – неважно».
Семейство Ким просыпается утром в спортзале, опустошённые и потерянные. В этот момент они острее всего ощущают себя теми самыми «отбросами», которыми их считают Паки. У них ничего нет, никакого будущего, никакого плана. И усугубляет их моральное состояние праздник семьи Пак: те собираются отмечать день рождения Дасона, который только-только начал восстанавливаться после полученной травмы, и приглашают всех Кимов к себе домой.
Однако атмосфера изменилась. Китэк, который возит госпожу Пак по магазинам и слушает её бездумное щебетание по телефону, всё глубже погружается в себя. В какой-то момент она, сидя в машине, закрывает нос пальцами, словно чувствует вонь. Киу, наблюдающий за богатыми гостями на лужайке, спрашивает Дэю, вписывается ли он в это общество. Если раньше у парня был план «охомутать» девочку, жениться на ней после школы (прости, Минхёк) и войти в семью Пак, то сейчас он растерян и смущён. Он понимает, что всегда будет белым пятном на яркой картине их жизни. Что ему чего-то не хватает…
В этот момент Кичжон говорит матери, что у отца «есть план», она переживает за пленников в подвале и даже хочет отнести им еды, но её отвлекает госпожа Пак. И в этот момент из подвала выходит тот, у кого нет никакого плана, кто потерял то единственное, что удерживало в нём желание жить.
Пока «организм-хозяин» веселится и празднует, в мире «паразитов» наступает критический момент. Китэк последний раз спрашивает у господина Пака, любит ли тот свою жену, на что получает напоминание о том, что он – лишь работник, и не должен лезть в дела хозяина. В этот момент из подвала вырывается муж Мункван. Он использует злосчастный камень удачи, чтобы разбить им голову Киу, затем хватает кухонный нож и выходит на лужайку, где собрались остальные Кимы. Кичжон стоит с тортом перед малышом Дасоном, когда преступник кидается вперёд. Он протыкает ножом грудь девушки, после чего его самого насаживает на вертел Чунсук. Кошмар Дасона повторяется, он вновь теряет сознание на руках матери.
Среди всеобщего хаоса остаются две семьи, у обеих есть пострадавшие дети. Наттан орёт на Китэка, требуя того везти их сына в больницу или отдать ему ключи от машины, несмотря на то, что его дочь истекает кровью. Китэк в прострации кидает ключи, которые попадают под тело преступника. И в этот момент Наттан совершает свою последнюю ошибку: не взирая на то, что мужчина ранен, он переворачивает его с показным отвращение, затем берёт ключи и начинает вставать, зажав нос пальцами. Ах этот запах «нищебродства»! Для Наттана ни жизнь этого человека, ни жизнь Кичжон ничего не значат и не стоят. Они – мусор под его ногами, который только и делает, что воняет.
И тогда Китэк, у которого больше нет никакого плана, встает и всаживает брошенный нож в грудь Наттана Пака. После чего сбегает в неизвестном направлении.
Дальнейшие события происходят после того как Киу, спасённый из дома Дэей, приходит в себя в больнице. Они с матерью получают условный срок за подделку документов во время устройства на работу и различные махинации. Кичжон мертва. Отец в бегах. Они возвращаются в свой отремонтированный подвал и пытаются жить, как это было до злосчастного камня, от которого Киу, кстати говоря, избавляется.
Юноша продолжает следить за бывшим домом Паков, где уже живут иностранцы. И в один из вечеров он видит то, чего подспудно ждал: мигающий свет лампы в коридоре. Азбука Морзе. Китэк написал ему письмо. Он рассказал сыну, что после убийства Наттана сразу понял, куда ему нужно идти. Таким образом, один паразит в подвале сменяется другим, на место одного беглого преступника, у которого осталась лишь любовь к своим близким, приходит другой. Китэк не надеется выбраться из подвала, ему там так же хорошо, как было его предшественнику. И это единственное, что он хочет донести до своего сына.
Фильм заканчивается фантазией Киу. Утопив денежный камень, он ставит цель построить карьеру, заработать много денег и выкупить злосчастный дом.
«У меня есть план. Я собираюсь заработать много денег и построить карьеру. Семья – это, конечно, хорошо, но сначала карьера. Когда я заработаю много денег и куплю этот дом, всё, что тебе останется, папа, — это подняться по лестнице из подвала. А до тех пор береги себя».
Если вы посмотрите на постер киноленты, то на ней показаны несколько главных героев с закрытыми глазами, ноги убитой Кичжон и призыв: «Найди злоумышленника».
Таким образом режиссер спрашивает: кто виноват? Кто на самом деле паразит в этом фильме? Кимы, основная цель которых – выжить любой ценой, выбраться из нечеловеческих условий жизни и не думать о том, что им не хватает денег на еду и оплату счетов? Или Паки, внешне счастливые, богатые, беспечные, которые ни во что не ставят жизни тех, кто ниже их по социальной лестнице, любовь для которых заменена ежеминутными страстями, которых общественное мнение волнует больше, чем то, что творится в собственном доме? А может стоит смотреть шире, на всё общество в целом?
Кто на самом деле «убил» Кичжон? Беглый преступник? Или Наттан Пак, который даже не рассматривал возможность отвезти её в больницу вместе с Дасоном? Или Китэк, который, не прислушавшись к доводам дочери, довёл свою семью до печального финала? Кто и почему разрушил разом три семьи?
Режиссёр Пон показал миру несколько основных проблем своей страны. В современной Корее без денег ты – никто. Социальная пропасть между классами граждан неумолимо растёт, заставляя их представителей терять остатки человечности: богатые считают себя богами, а бедные теряют остатки своего достоинства в попытке просто выжить. Но…что из этого хуже? И куда это приведёт страну?..
gunyasha © YesAsia.ru