Молодых корейцев сегодня чаще всего называют «принцем с пальцем» или » принцессой с пальцем».
Племя пин-пу — сленговый термин, используемый для обозначения людей, относящихся именно к такой категории. Речь о тех, кто и пальцем не пошевелит, полагаясь на других в поиске информации или выполнении обязанностей за них.
А для молодежи «другие» — это самые близкие люди, например, родители.
Смотрите также: Корейские звёзды доминируют на японской премии MTV Video Music Awards
Ходят слухи, что сотрудники-новички звонят родителям, потому что не знают, как пользоваться копировальным аппаратом. Родители, в свою очередь, звонят преподавателям вузов, чтобы узнать, что делать, если их взрослый ребенок пропустил занятия.
Недавняя фотография, получившая широкую огласку в Интернете, подтвердила правдивость этого слуха.
На картинке под названием «Университет в наши дни» показан телевизионный дисплей со следующим сообщением: «Запросы, связанные с учебным заведением, должны делать студенты, а не родители!».
Под жирным шрифтом меньшими буквами написано: «Мы верим в собственные силы для решения поставленных задач».
В разделе «Комментарии» появились рассказы о том, как обнаружить этих принцев и принцесс в естественных условиях.
«Это не ложь — я наблюдал один случай, когда родитель позвонил в компанию и сказал, что его ребенок [сотрудник] придет поздно, потому что проспал, в 14.00», — говорится в одном из комментариев.
В другом комментарии говорится: «Я видел в Интернете вопрос о том, могут ли они прийти на собеседование в колледж с родителями».
Один из сотрудников университета в Сеуле, пожелавший остаться неизвестным, подтвердил журналисту, что влияние родителей студентов распространяется по всему кампусу.
«Я слышал от других факультетов, что некоторые родители доходят до того, что составляют расписание для своих детей, — сказал он. — Поскольку они не знают школьной системы, родители звонят в учебный отдел и спрашивают, как это сделать».
«Родители даже звонят в отделы и спрашивают, что делать, если их ребенок пропустил занятия, ссылаясь на то, что он заболел».
Некоторые сеульские университеты даже создали сайты-порталы для родителей, где те могут получить доступ к оценкам своих детей.
«Я полагаю, что такие сайты были созданы потому, что сотрудники учебных заведений получали очень много звонков от родителей с вопросами об оценках их детей», — сказал преподаватель.
Итак, главный вопрос, к которому мы пришли: почему юные корейцы стали такими принцами и принцессами?
Родители-монстры
Феномен племени пин-пу, получивший распространение в начале 2010-х годов, стал широко известным примерно в то же время, когда получили распространение термины «мать-тигрица» и «родитель-монстр».
Получается, что взрослые-дети «пин-пу» — это результат работы таких родителей, которые готовы на все ради своих детей, чтобы те могли сосредоточиться на главном — учебе.
Накал атмосферы в Корее в сфере образования и связанные с этим случаи признаны во всем мире всеми, кто интересуется этой страной. Эта проблема неоднократно выделялась как серьезная социальная проблема и в средствах массовой информации, о ней рассказывали такие дорамы, как «Небесный замок» (2018-19 гг.), «Высший класс» (2021-22 гг.), «Клуб зеленых матерей» (2022 г.) и «Ускоренный курс романтики» (2023 г.).
Корея занимает первое место среди стран ОЭСР по уровню доли выпускников высших учебных заведений — 70 % в 2022 году, за ней следуют Канада и Япония.
Ким Хен Су, психиатр из больницы Мёнчжи и автор книги «Рождение родителей-монстров в Южной Корее», считает, что эти родители-монстры являются прямым следствием повального увлечения Кореи академическими достижениями.
«В восточном обществе то, что определяет успех, в конечном счете сводится к уровню образования, — говорит Ким. — А в Азии эта обязанность дать детям качественное образование ложится на плечи матерей, которые полностью посвящают себя контролю за учебной жизнью своих детей, в то время как азиатские отцы, часто патриархальные и сосредоточенные на своей работе, выпадают из поля зрения».
«В Корее существует популярная поговорка о том, что успех ребенка складывается из трех факторов: информированности матери, равнодушия отца и богатства бабушки и дедушки. Это уже не шутка, а реальность, в которой мы сейчас живем».
Больше молодых корейцев присоединяется к «кенгуриному племени»
Еще один ярлык, часто навешиваемый на молодых корейцев, — «племя кенгуру», корейский сленговый термин, обозначающий тех, кто даже после окончания школы сторонится выхода на работу, предпочитая зависеть от родителей в плане средств к существованию, подобно детенышам, которые цепляются за уютные материнские сумки.
В настоящее время к племени кенгуру относят и тех, кто работает, но по финансовым обстоятельствам продолжает жить с родителями.
В то время как ярлык «племя пин-пу» навешивается на молодых корейцев в виде язвительной критики, к «племени кенгуру» люди относятся более снисходительно.
По данным отчета, опубликованного в марте Управлением по координации деятельности правительства и политики, примерно шесть из десяти молодых корейцев считают себя частью «племени кенгуру».
В рамках правительственного отчета в июле-августе прошлого года было опрошено 15 тыс. домохозяйств, в том числе молодые корейцы в возрасте от 19 до 34 лет.
Согласно результатам опроса, 57,5% молодых людей в настоящее время живут с родителями, и 67,5% из них заявили, что не планируют в ближайшее время покидать родительский дом. Причина № 1, по которой они остаются материально зависимыми от родителей, заключается в том, что «их материальное положение пока не позволяет» жить самостоятельно. На это, а также на необходимость откладывать деньги на основные расходы, пришлось 56,6% ответов респондентов.
Домашние хозяйства, состоящие из одного человека, составили 22,6% от общего числа, и только 11,5% из них заявили, что имеют собственное жилье.
Доля респондентов, проживающих с родителями в столичном регионе, составила 59,7%, в то время как доля тех, кто живет за его пределами, — 55%.
29-летняя девушка по фамилии Джун никогда не жила за пределами родительского гнезда, но в последние несколько лет она испытывает желание съехать из-за различий в образе жизни и проблем с личной жизнью.
«У нас с родителями очень разные графики, — говорит Джун. — В будние дни, когда мне все равно приходится рано вставать на работу, это нормально, но в выходные, когда я хочу выспаться или встретиться с друзьями, все иначе. Они любят проверять мое местонахождение и требуют, чтобы я докладывала им, если прихожу поздно, что может быть немного хлопотно».
Однако ее план обретения независимости продолжает срываться по одной основной причине: У нее нет денег. В прошлом году она полностью вышла на работу, и этот период она рассматривает как время, когда можно накопить любые деньги, а не тратить их на дорогую аренду.
«Я подумывала о том, чтобы жить самостоятельно, взяв ссуду на «чонсе» [разновидность системы аренды жилья в Корее, при которой арендатор вносит крупную единовременную сумму за долгосрочную аренду] или платить за квартиру ежемесячно, но, учитывая высокие процентные ставки, если я серьезно хочу накопить денег, то рационально будет остаться с родителями», — продолжает она.
«Кроме того, у меня есть старая собака, за которой я должна ухаживать. Мне и так непросто найти экономное жилье, не говоря уже о том, чтобы оно еще и разрешало содержать животных».
Согласно мартовскому отчету, дома, в которых проживают молодые корейцы, включая те, которые принадлежат их родителям, оцениваются в среднем в 529,7 млн вон (410 тыс. долларов). В столичном регионе этот показатель был на 38,7% выше и составлял 734,8 млн вон.
Средняя стоимость жилья для домохозяйств, состоящих из одного человека, составила 318,5 млн вон, а для домохозяйств, расположенных в окрестностях столицы, — 400 млн вон.
Домашние хозяйства, состоящие из одного человека, тратили более 60% дохода на основные расходы на проживание. Среднемесячные расходы на проживание составляли 1,61 млн вон, а среднемесячная зарплата до уплаты налогов — 2,52 млн вон.
Формально у этих молодых людей после оплаты расходов оставалось менее 1 млн вон для сбережений.
Их средний годовой доход составлял 21,62 млн вон, а долг — 11,72 млн вон на человека.
Если исходить из того, что человек не имеет долгов, то для приобретения собственного жилья ему пришлось бы полностью копить около 15 лет, не тратя ни копейки.
Возвращение в племя кенгуру
25-летняя Сон, которая ежедневно ездит на работу из Ильсана (северная Кёнги) в Каннам (южный Сеул) — более часа в каждую сторону в переполненном вагоне метро, — скучает по старым добрым временам, когда она жила в Каннаме, в самом центре столицы, в офистеле, или однокомнатной квартире, вместе со старшей сестрой. Сестра оплачивала аренду, и квартира была достаточно большой, чтобы они могли жить вдвоем. Но все изменилось, когда сестра получила работу за границей. Сестра уехала, а Сон только вышла на новую работу, и ее зарплаты стало не хватать на оплату жилья, на которое уходило более половины ее дохода. Единственным выходом для нее оставался переезд в родительский дом в Ильсане.
«После переезда в родительский дом я стала более бережливой, — говорит Сон. — Из-за расстояния я реже планирую встречи с друзьями, живущими в Сеуле, а деньги, которые тратятся на такие мелочи, как повседневное питание, экономятся благодаря бережливости».
Психиатр Ким считает, что у молодых корейцев сейчас более высокие ожидания, когда речь идет о приобретении собственного жилья — будь то независимость или брак, — поэтому они предпочитают жить с родителями столько, сколько могут, пока не придется съезжать.
«Социологи утверждают, что настоящая независимость достигается только тогда, когда взрослый человек обретает самостоятельность в финансах, отношениях и жилье, — говорит Ким. — В эпоху высокой конкуренции и поляризации общества молодые корейцы обнаруживают, что им не хватает условий для независимости и брака настолько, что брак превратился в экстравагантное удовольствие, доступное только определенному привилегированному классу, имеющему «подходящую» работу и жилье. Именно поэтому молодые люди предпочитают оставаться в родительском доме как можно дольше, чтобы накопить денег на независимость или брак».
Что думают родители?
В отличие от Запада, где дети должны съезжать из родительского дома по достижении совершеннолетия, корейское общество гораздо мягче относится к вопросу независимости ребенка, хотя и исходит из того, что дети копят деньги на брак и уйдут из дома, когда скажут «да».
64-летняя мать по фамилии Юн, имеющая 36-летнего сына и работающая социальным работником, открыто признает, что для ее сына нормально жить под ее крышей, поскольку предполагается, что он съедет, когда женится.
«Я считаю, что те отношения, которые сложились у нас с сыном как у родителей, комфортны, потому что мы прожили с ним так долго — и никогда не было никаких проблем, касающихся наших жизненных укладов», — говорит она.
«Мы никогда не испытывали потребности в том, чтобы он был самостоятельным. Конечно, мы бы позволили ему быть самостоятельным, если бы он этого хотел, но поскольку после женитьбы он переедет, я думаю, что это нормально, пока он является частью нашей семьи».
У 51-летней матери по фамилии Пак есть 23-летняя дочь, они по-прежнему живут вместе, но не испытывают никаких проблем — по ее словам, она даже не позволит дочери съехать.
«Я не думаю, что моей дочери неудобно жить со своей семьей, поскольку мы [родители] практически все делаем по дому и заботимся о ее питании, — говорит Пак. — Поскольку она наш единственный ребенок, мы не считаем, что забота о ней особенно обременительна в финансовом плане. В отличие от прошлого, в современном обществе у родителей меньше детей, о которых нужно заботиться, и мы готовы сосредоточить эту экономическую поддержку на меньшем количестве детей. Мы не против того, чтобы наш ребенок был частью этого «кенгуриного племени», если только ей не придется покинуть наш дом, чтобы быть рядом с работой или когда она выйдет замуж».
Профессор Сеульского национального университета Джин Ми Чон, специализирующаяся на изучении развития детей и семьи, считает, что это явление будет усиливаться по мере того, как люди будут иметь все меньше детей. В этом случае все финансовые ресурсы семьи будут сосредоточены на одном ребенке.
«Эксперты определяют это как «1 ребенок — 8 карманов», когда ребенок является единственным потомком, который происходит не только от родителей, но и от бабушек и дедушек по материнской и отцовской линии, а также от тетей и дядей», — сказала Джин в недавнем интервью, загруженном на YouTube-канал Сеульского национального университета.
«В этой семье есть только один ребенок, о котором нужно заботиться, и все финансовые и эмоциональные ресурсы сосредоточены на этом ребенке».
«Однако, с другой стороны, есть семьи, которые не могут обеспечить этого для своих детей, — говорит Джин. — Поляризация семей уже наступила».
fengshan © YesAsia.ru