Индустрия K-pop претерпевает тектонический сдвиг после приобретения HYBE контрольного пакета акций SM Entertainment, и нарастают слухи о том, как сотрудничество двух крупнейших компаний K-pop изменит музыкальную индустрию.
Смотрите также: Ли Су Ман сломал руку и вернулся в Южную Корею
HYBE, агентство, стоящее за K-pop гигантами BTS, объявило о приобретении 14,8% акций SM за 422,8 млрд вон (335,8 млн долларов) у основателя компании Ли Су Мана. Эта сделка сделает HYBE крупнейшим акционером своего конкурента. В заявлении регулирующих органов в пятницу HYBE заявили, что сделка призвана объединить глобальную конкурентоспособность двух компаний, чтобы они изменили правила игры на международной сцене поп-музыки.
Объявление было сделано всего через день после того, как Ли Су Ман, вдохновитель таких крупных K-pop артистов, как TVXQ, Girls’ Generation, EXO, NCT и aespa, пригрозил судебным иском против руководителей своей собственной компании за продажу 9,05% акций компании Kakao, в результате чего технологический гигант стал вторым по величине акционером SM. Ли Су Ман назвал этот шаг незаконным, заявив, что SM провоцирует конфликт с руководством. Недавно лейбл расторг контракт с 70-летним основателем в качестве главного продюсера.
Хотя еще неизвестно, чем закончится перетягивание каната между HYBE и Kakao, инсайдеры отрасли уже разделились во мнениях по поводу альянса HYBE и SM, обсуждая, является ли это благословением или проклятием для будущего к-поп. Сторонники сотрудничества HYBE и SM говорят, что это поднимет K-pop на новый уровень, в то время как критики утверждают, что это приведет к олигополии, тем самым подорвав разнообразие.
«Сделка является взаимовыгодной для обоих и будет способствовать глобальному росту K-pop, – сказал The Korea Times Ким Джин У, профессор музыкального бизнеса в Сеульском институте искусств и главный исследователь в трекере продаж альбомов Circle Chart. – Благодаря беспрецедентному успеху BTS, номинированного на премию «Грэмми», HYBE имеют свободный доступ к цепочке поставок на мировом музыкальном рынке. Если они будут использовать интеллектуальную собственность известных артистов SM, таких, как NCT, они смогут создать синергию и увеличить свой кусок пирога на зарубежном рынке».
Участники BTS, самой прибыльной группы HYBE, на долю которой приходилось 65 процентов продаж компании в 2022 году, либо начали, либо скоро начнут свою обязательную военную службу. Следовательно, иметь успешных артистов под своей крышей – мудрая тактика для HYBE, чтобы диверсифицировать свое портфолио, объясняет Ким Джин У.
«Некоторые начинающие звезды, представленные суб-лейблами HYBE, такие, как NewJeans из ADOR и Le Sserafim из Source Music, взялись за дело, но они еще не являются крупнейшими исполнителями на мировой музыкальной сцене, – сказал он. – Они сильно зависят от японского рынка и с точки зрения продаж альбомов. Учитывая эти факты, привлечение уже успешных групп SM может стать решением для HYBE, чтобы оставаться сильными, пока участники BTS отсутствуют».
HYBE – не незваный гость, а перспективный партнер для SM, отметил Ким Джин У. «Лейбл K-pop часто возглавляет влиятельный лидер, о чем свидетельствуют случаи Бан Ши Хёка из HYBE и Пак Джин Ёна из JYP Entertainment, – сказал он. – Однако с уходом Ли Су Мана у SM, похоже, сейчас нет такой фигуры. У Kakao и ее дочерней компании Kakao Entertainment действительно есть много суб-лейблов и сотрудников, но им не хватает сильного лидера и системы для ускорения роста SM. SM в настоящее время нуждается в ком-то, кто мог бы быстро урегулировать продолжающийся спор, который нанес критический удар по их репутации и обескуражил их артистов, которые, должно быть, пострадали от скандала вокруг их компании. В этом смысле и Бан Ши Хёк, и HYBE кажутся хорошими вариантами для SM».
Что касается перспективы того, что альянс HYBE—SM может помешать разнообразию индустрии K-pop, Ким Джин У говорит, что это маловероятно. «В настоящее время HYBE управляет несколькими дочерними лейблами и, кажется, максимально гарантирует их независимость, чтобы они могли стремиться к разнообразию, – подчеркнул он. – Например, NewJeans и Le Sserafim находятся под управлением HYBE, но они отличаются друг от друга почти во всех аспектах, от музыкальных стилей до концепций. Возможно, Ли Су Ман на некоторое время возглавит SM под управлением HYBE, пока не уйдет на покой, но HYBE вряд ли окажут на это большое влияние, если только не произойдет серьезного сбоя».
Ли Гю Так, профессор культурологии Университета Джорджа Мейсона в Южной Корее, согласен с тем, что HYBE предоставят SM автономию, а не попытаются преобразовать агентство и внедрить в него стиль HYBE. Но он не совсем уверен в том, что команда станет трамплином для дальнейшего роста K-pop.
«Если SM станут новым дочерним лейблом HYBE, последний, скорее всего, пойдет по стопам многонациональных музыкальных компаний, таких, как Sony Music Entertainment (SME) и Universal Music Group (UMG), – отметил он. – Как и они, HYBE сосредоточатся на маркетинге и дистрибуции музыки, созданной ее дочерними компаниями, позволяя тем выполнять основные задачи большинства других агентств K-pop, таких, как выбор и развитие айдолов-стажеров. Они с меньшей вероятностью сосредоточатся на развитии системы K-pop».
Возможно, придется подождать и посмотреть, к каким последствиям приведет такой подход, добавил Ли Гю Так. «К-поп действительно отличается от других музыкальных жанров, и это отличие стало ключевым фактором его звездного успеха, – подчеркнул он. – То, что HYBE пытаются сделать, бросает вызов оригинальной бизнес-модели K-pop, поэтому то, насколько хорошо будет соблюдаться баланс, а также стремление к гармонии, может намекнуть на будущее».
Ли Гю Так, однако, подчеркнул, что текущая ситуация может измениться в зависимости от реакции и поведения поклонников K-pop. «K-pop – это бизнес, управляемый фанатами, и фанаты очень громко говорят о том, чего они хотят, – сказал он. – На данный момент некоторые из них поддерживают возможное сотрудничество, а другие – нет. Поскольку они всегда выражали свое мнение, а иногда даже предпринимали коллективные действия в знак протеста против некоторых решений, принятых управляющими компаниями K-pop, мы увидим, как они смогут повлиять на бизнес-решения разных компаний на этот раз».
В пятницу, 10 февраля, после новостей о покупке акций SM, цена акций HYBE выросла во время утренних торгов, но затем снизилась на 1,51 процента и закрылась на уровне 195 300 вон. Цена акций SM закрылась на уровне 114 700 вон, что на 16,45% больше, чем на предыдущей сессии.
Zarina © YesAsia.ru