Корейская публика известна тем, что требует от знаменитостей соблюдения высоких моральных стандартов. Но недавние релизы на K-pop сцене могут свидетельствовать о том, что корейская «культура отмены» не так абсолютна, как думают люди. Учатся ли корейские слушатели отделять исполнителя от контента?
Смотрите также: Потрясающие образы Джонни из NCT и Чон Хо Ён на Met Gala 2022
В Корее звезды должны не только развлекать, но и подавать пример обществу. Те, кто отклоняется от таких стандартов, часто теряют популярность у публики, и их «отменяют» в одночасье. После «грехопадения» полностью восстановить популярность или вообще вернуться в индустрию развлечений может быть чрезвычайно сложно. Это особенно касается K-pop айдолов, которые полагаются на более «правильный» образ, чем, например, актеры.
5 апреля BIGBANG выпустили цифровой сингл «Still Life» после четырехлетнего перерыва. Долгий перерыв был частично вызван обязательной военной службой участников группы, но еще одна важная причина заключалась в том, что репутация BIGBANG была серьезно подорвана после различных юридических проблем. G-Dragon и T.O.P оба были вовлечены в судебные процессы за употребление марихуаны, причем последний получил 10-месячный условный срок за повторное употребление. Утверждалось также, что Дэсон сознательно позволил службе, предлагающей услуги проституции, работать в принадлежащем ему здании. Хотя эти обвинения были сняты из-за отсутствия доказательств, обвинения в том, что все происходило с его молчаливого согласия, все еще преследуют его.
Самым большим ударом по репутации BIGBANG стала причастность бывшего участника Сынри к скандалу вокруг клуба «Burning Sun» в 2019 году. Печально известный скандал с сексуальными преступлениями, проституцией, наркотиками и коррупцией в полиции заставил Сынри покинуть группу. В настоящее время он находится в тюрьме, отбывая 18-месячный срок.
Корейская общественность выразила гнев по поводу обширного «послужного» списка BIGBANG и мнение, что участники избежали надлежащего наказания. Многие выражали презрение, когда в прошлом месяце было объявлено о возвращении BIGBANG, заявив, что они откажутся слушать песню или смотреть музыкальное видео группы. Но призывы к бойкоту ни к чему не привели. «Still Life» сразу же занял первое место в корейских музыкальных чартах, а также в чартах iTunes Top Songs в 33 странах и регионах.
Группа Stray Kids – еще один пример, когда K-pop звезд, казалось бы, не затронул скандал, связанный с неэтичным поведением. В начале прошлого года, когда вся корейская индустрия развлечений была потрясена цепочкой обвинений в школьных издевательствах, Хёнджин столкнулся с обвинениями со стороны бывших одноклассников. Хёнджин признался в словесных оскорблениях, сразу же принес извинения и прекратил свою деятельность. Когда он вернулся через четыре месяца, он столкнулся с критикой за то, что его отстранение было слишком коротким.
Однако после этого карьера Stray Kids и Хёнджина пошла в гору. Последующий альбом группы, выпущенный тем летом, зафиксировал самые высокие продажи на тот момент, и этот рекорд группы снова побил «Oddinary», выпущенный в марте. «Oddinary» также сделал Stray Kids третьей K-pop группой, когда-либо возглавлявшей чарт альбомов Billboard 200 после BTS и SuperM. Хёнджин по-прежнему является популярным участником и играет ключевую роль в вокале и танцах группы.
Означает ли это, что корейскую общественность больше не заботят моральные проблемы? Большинство вышеупомянутых скандалов, таких, как употребление марихуаны или буллинг в школе, не будут считаться чем-то значительным для не корейцев. Но эксперты говорят, что есть ряд факторов, которые следует учитывать.
«Корейцы по-прежнему склонны требовать от знаменитостей примерного этического поведения и очень серьезно относятся к неэтичному поведению, — говорит Ли Гю Таг, профессор Университете Джорджа Мейсона в Корее и автор книги «Эпоха K-pop» (2016), который занимается поп-музыкой и медиа-исследованиями. — Мы можем увидеть, что многие группы продолжают добиваться коммерческого успеха даже после скандала, связанного с наркотиками или буллингом. Но мы, скорее всего, не увидим их, например, в рекламе, которая требует благоприятного отношения со стороны широкой публики».
Ли Гю Таг добавил, что, хотя широкая публика может презирать артиста после скандала, они не так бескомпромиссны, когда дело доходит до их полной «отмены», но это сильно зависит от реакции звезды на негативную реакцию.
«Я бы сказал, что самым большим фактором, который сделал возможным быстрое «выздоровление» Хёнджина и Stray Kids, был тот факт, что он «лежал плашмя», как мы называем это по-корейски, – сказал Ли Гю Таг. – Он занял очень покорную позицию. Вместо того чтобы отрицать или играть в игры с общественностью, Хёнджин немедленно извинился. Некоторое время его все еще критиковали, но полностью «отменять» его посчитали неправильным, так как это не серьезное преступление. Демонстрация раскаяния BIGBANG была не столь очевидной, но Сынри ушел, и группа взяла очень долгий перерыв, несмотря на то, что они очень известны. Корейцы могут быть строгими, но они не беспощадны».
Это может объяснить, почему результат был совершенно иной для других звезд, которые практически потеряли свою карьеру из-за скандалов с буллингов.
Суджин из (G)I-DLE отрицала обвинения в издевательствах, несмотря на заявления нескольких бывших одноклассниц. В конце концов, она покинула группу и потеряла контракт со своим агентством. Наын из April, которую обвинили в издевательствах над бывшей коллегой по группе Ли Хёнджу, также отвергла обвинения, и была исключена из всех рекламных роликов и сериалов.
Критик Чон Док Хён, занимающийся поп-культурой, приписывает такие разные результаты ситуации с фандомами. По мере того как фандомы становились разнообразными, менялись и их ожидания в отношении морали. Ожидания могут различаться и внутри одного фандома, потому что они состоят из все большего числа фанатов из разных культур.
«В настоящее время успех K-pop исполнителей зависит от поддержки фандомов, а не от одобрения широкой публики, – сказал Чон Док Хён. – То, что думает широкая публика, имеет гораздо меньшее значение, чем раньше. До сих пор есть поклонники, которые отворачиваются, если знаменитость нарушает моральные устои. Но даже тогда фандом настолько разнообразен, что большая часть поклонников, например, не корейские фанаты, которых меньше волнуют скандалы, продолжают поддерживать айдолов».
В прошлом у K-pop исполнителей были в основном местные поклонники, и они полагались в основном на традиционные средства массовой информации для продвижения, такие, как телевидение. Традиционно корейские телеканалы учитывают общественные настроения и на неопределенный срок запрещают доступ знаменитостям, которые были замешаны в скандалах или юридических проблемах, что лишает их возможности достучаться до публики, как раньше. На ранних примерах «отмененных» звезд K-pop в конце 2000-х, таких, как Ли Су из MC the MAX, который, как выяснилось, нанял несовершеннолетнюю проститутку, и MC Mong, уклонившийся от обязательной военной службы, можно было увидеть, как их карьера рухнула.
Сегодня K-pop исполнители имеют множество способов общения с фанатами по всему миру через социальные сети и собственные шоу на YouTube, не слишком полагаясь на традиционные средства массовой информации. Хотя скандальные K-pop звезды могут не приветствоваться в рекламе или телешоу, это больше не является критическим ударом по их карьере.
Чон Док Хён подчеркнул, что продолжающийся коммерческий успех не обязательно означает, что широкая публика забыла прошлые проступки. На самом деле, многие жалуются на успешное возвращение BIGBANG, утверждая, что это посылает сигнал о том, что мораль больше не имеет значения. Имя Хёнджина часто упоминается в статьях о школьных издевательствах, и в глазах тех, кто не является фанатом, на нем до сих пор стоит клеймо. Просто мнение широкой публики менее важно на сегодняшней K-pop сцене, управляемой фандомами.
Одним из недавних любопытных случаев стал дебют женской группы LE SSERAFIM. Еще до дебюта участница Ким Гарам столкнулась с многочисленными обвинениями в издевательствах. Были также опубликованы фотографии, на которых она делает непристойные жесты в средней школе, и это мгновенно превратило ожидания публики в критику. Поскольку обвинения в издевательствах остаются неподтвержденными, полемика вокруг нее в основном связана с откровенными фотографиями, которые сами по себе не являются неэтичными, но наносят ущерб морально честному имиджу, который от нее ожидался.
Критика означает, что корейцы по-прежнему требуют от звезд соблюдения строгих моральных стандартов, но решение агентства Гарам оставить ее в группе показывает, что общественное мнение оказывает меньшее влияние, чем раньше. LE SSERAFIM и Гарам получают восторженную поддержку от не корейских фанатов, которые в основном считают скандал незначительным.
«По сравнению с прошлым трудно сказать наверняка, какое поведение приведет к «отмене», а какое – нет, — сказал Чон Док Хён. — Некоторые говорят, что такие звезды не должны возвращаться, и что моральные ожидания не должны становиться более слабыми. Но мы не можем требовать от других «отменить» определенных артистов. Каждый слушатель сам решает, что в его глазах «слишком аморально» и стоит ли вообще ожидать от артистов морали».
Zarina © YesAsia.ru