30 марта журнал TIME опубликовал статью под названием «HYBE и Бан Ши Хёк трансформируют музыкальный бизнес – с небольшой помощью BTS». Эта статья вышла в рамках серии «100 самых влиятельных компаний 2022 года по версии TIME».
Смотрите также: Бан Ши Хёк получит звание почетного доктора Сеульского национального университета
В апреле этого года Лас-Вегас может показаться немного другим. В течение двух уик-эндов звезды южнокорейской супергруппы BTS будут давать аншлаговые концерты на Allegiant Stadium. Город наполнится десятками тысяч страстных поклонников их бренда энергичного K-pop. Это будет возвращение к форме живых выступлений для BTS, чей глобальный гастрольный график в основном застопорился из-за пандемии.
Несмотря на это, группа процветала. Этот непрекращающийся успех является прямым результатом проницательного управляющего агентства, стоящего за самой популярной в мире музыкальной группой. Основанная как Big Hit Entertainment в 2005 году музыкальным вдохновителем Бан Ши Хёком, компания была публично зарегистрирована на корейской бирже в 2020 году как HYBE. Сегодня она оценивается в 9,5 миллиардов долларов. И пока BTS выходят на сцену в Вегасе, HYBE также будут проводить там прослушивания в поисках звезд следующего десятилетия.
HYBE – это не просто звукозаписывающая компания или управляющая компания. «Видение HYBE всегда было амбициозным – вплоть до самонадеянности, — говорит Бан Ши Хёк в интервью через Zoom из своей штаб-квартиры в Сеуле (также есть филиалы в США и Японии). — Наше видение – стать ведущей в мире платформой для развлечений, основанной на музыке».
Бан Ши Хёк сам бывший артист. Он получил прозвище Хитмэн за свое безошибочное музыкальное чутье. Он вдумчив и серьезен в своих ответах, даже если он смел в своих целях. Сейчас он предпочитает играть закулисную роль и передал обязанности генерального директора Пак Джи Вону, но остается председателем компании. По мере своего развития HYBE превратился из небольшого инкубатора артистов (Бан Ши Хёк лично отобрал семь исполнителей BTS со всей Кореи) в то, что он называет «360-градусным бизнесом» в духе таких брендов, как Disney, которые управляют каталогом своей интеллектуальной собственности (ИС).
HYBE приобрели американскую медиа-компанию Ithaca Holdings, которая управляет такими артистами, как Джастин Бибер, Джей Бальвин и Ариана Гранде, за более чем 1 миллиард долларов, инвестировала более 420 миллионов долларов в бизнес, связанный с криптовалютой, и расширила бизнес в Японии и США. Компании также принадлежит Weverse, приложение для социальных сетей с почти 7 миллионами пользователей в месяц, в котором фанаты общаются с артистами. «Мы находимся на этапе, когда мы расширили границы нашей отрасли», — говорит Бан Ши Хёк.
HYBE состоят из трех секторов: интеллектуальная собственность артистов, технологии и построение вселенных. BTS опирались на всю эту инфраструктуру, чтобы найти новый путь к мировому лидерству даже в условиях изоляции. «Идея заключалась в том, чтобы выпустить новую музыку, чтобы утешить людей и исцелить их разум с помощью нашей музыки в эти трудные времена, когда трудно физически встречаться и взаимодействовать», — рассказал лидер BTS RM. — Результатами этого стали «Dynamite», «Butter» и «Permission to Dance». Каждый из этих оптимистичных танцевальных синглов, выпущенных в течение двух лет, стал хитом, побив различные рекорды, и укрепил место BTS в поп-музыке.
Бан Ши Хёк говорит, что BTS были «королями к-поп сцены в течение очень долгого времени», но новые группы HYBE, включая ENHYPEN, TXT и SEVENTEEN, сами находятся на грани прорыва. Кроме того, HYBE уделяют первоочередное внимание открытию новых талантов из Кореи, Японии и особенно США. «Суть нашей компании – интеллектуальная собственность. Мы занимаемся музыкальным бизнесом. Нам нужно увеличить нашу ИС, а также создать еще больше», — говорит Бан Ши Хёк.
В чем отличие HYBE, так это в инвестициях в технологии, которые позволяют транслировать концерты виртуально и создавать отношения между артистами и фанатами: от продажи билетов и магазинов товаров до прямых трансляций артистов, шоу и форумов. Weverse, где фанаты могут найти все, что связано с артистами HYBE, — это то, что Бан Ши Хёк называет «большой инновацией».
HYBE также недавно приобрели VLIVE, технологическую платформу, которая позволяет транслировать видео в прямом эфире для аудитории. Эта технология, по словам RM, помогла группе преодолеть разочарование отменённых туров и не давала скучать фанатам. «Во время пандемии компания устраивала онлайн-концерты и создавала фан-сообщества [по всему миру]», — добавляет участник BTS Шуга. Виртуальные концерты группы, которые транслировались более чем миллиону владельцев билетов по всему миру, побили рекорды по количеству зрителей в прямом эфире. Именно HYBE владели и управляли виртуальной платформой для их выступлений, и HYBE, чьими акционерами являются участники BTS, пожинали плоды. В настоящее время VLIVE интегрируется в «Weverse 2.0», запуск которого запланирован на первую половину этого года.
Но Бан Ши Хёк понимает, что одних инноваций недостаточно. «Рынок постоянно говорит нам, чтобы мы уже придумали что-то новое», — говорит он. Так он и сделал. Одной из растущих рыночных тенденций в музыке в 2022 году является продажа NFT (невзаимозаменяемые токены в блокчейне) песен и других активов, таких, как фотокарточки артистов. В конце 2021 года Бан Ши Хёк объявил, что HYBE продолжат создание собственной биржи NFT в качестве совместного предприятия с финтех-компанией Dunamu.
Но реакция фанатов была быстрой. Они опасались воздействия таких токенов на окружающую среду. «Все, что я хотел бы сказать фанатам, это то, что на данный момент мы ничего не анонсировали», — говорит Бан Ши Хёк. По его словам, смысл частной биржи в том, чтобы иметь больший контроль над тем, как создаются и распространяются NFT, а также решать проблемы фанатов напрямую с помощью «политики и технических мер», которые лучше отражали бы их приоритеты.
На данный момент это звучит загадочно, но кажется оптимистичным в отношении будущего NFT для артистов. «У нас в работе есть несколько интересных проектов», — говорит он, добавляя, что результат может убедить скептиков, которые сейчас говорят «эти ребята не понимают, почему нам это не нравится».
Вопрос о NFT – это лишь часть представления Бан Ши Хёка о новой, более эффективной бизнес-модели для артистов. Одной из основных проблем в мировой музыкальной индустрии является напряженность между артистами, лейблами и стриминговыми платформами из-за гонораров. Метод Бан Ши Хёка избежать этого минного поля состоит в том, чтобы диверсифицировать потоки доходов артистов HYBE. «Обдумывая такие вопросы, как: «Как мы можем удовлетворить поклонников, расширить круг артистов и в то же время увеличить продолжительность жизни музыки с помощью структуры сторителлинга?», — в прошлом году мы придумали новую модель», — говорит Бан Ши Хёк.
Это называется «Бизнес с оригинальными историями», с помощью которого HYBE разрабатывают всё: от анимации до образовательных материалов на корейском языке, которые связаны с музыкой, идеями и личностями артистов HYBE. На данный момент компания объявила о трех проектах в сотрудничестве с Naver Webtoon, и еще как минимум три появятся в этом году.
«Структура нашей компании уникальна», — говорит Бан Ши Хёк. Он может получать доход из нескольких точек. Это контраст со многими другими лейблами. «Музыкальная индустрия довольно много теряет в цепочке создания стоимости. Я чувствую, что музыкальная индустрия должна зарабатывать намного больше денег, и ее ценность как услуги должна больше признаваться», — говорит он, имея в виду работу артистов. «Господин Бан Ши Хёк и HYBE всегда отдавали приоритет главному – музыке», — говорит участник BTS Джей-Хоуп.
Модель HYBE уже безвозвратно изменила глобальный музыкальный ландшафт. «Во многих случаях люди просто делают что-то, потому что так сложилось. Мне трудно принять это», — говорит Бан Ши Хёк. — И поэтому, управляя компанией, я всегда стараюсь сосредоточиться на том, зачем мы это делаем».
Для BTS это означало игнорирование ограничений, наложенных на более ранние дебютировавшие K-pop группы, и утверждение себя принцами мировой поп-музыки. Для HYBE это означает одновременное развитие как музыкального агентства, технического новатора и локомотива креатива. Бан Ши Хёк, как и BTS, всегда мечтал о большем. Так зачем он это делает? Ну, а почему нет?
Zarina © YesAsia.ru